Когда SEO специалист начинает работать над сайтом, первое, что нужно сделать – собрать и изучить всю доступную информацию, т.е. провести полный аудит.
Следуя этому плану, SEO-специалист сможет сделать более 200 проверок по 24 группам факторов:
1. Общий анализ
- Сбор информации о проекте от клиента.
- Ручной анализ сайта.
- Анализ отчетов о продвижении.
- Оценка трафикового потенциала сайта.
- Анализ CMS на эффективость для продвижения.
- Проверка на использование стандартного шаблона в качестве дизайна сайта.
- Анализ наполненности сайта.
- Анализ позиций по всей семантике.
- Видимость сайта (НЧ, СЧ, ВЧ запросы).
- Анализ посещаемости сайта.
2. Матрица сайта
- Построение матрицы сайта.
3. Изучение тематики
- Выбор проектов для анализа.
- Составление списка возможных контентных модулей тематики.
- Оценка потенциала аудитории контентных модулей.
- Согласование плана по развитию проекта со списком контентных модулей.
- Изучение SEO-модулей, используемых лидерами в тематике.
- Составление списка SEO-модулей для сайта.
- Составление списка возможных функциональных модулей тематики.
- Проверка сайта на наличие функциональных модулей тематики.
- Поиск площадок для размещения PR ссылок в тематике.
- Изучение динамики трафика в тематике.
- Изучение распределения трафика между ПС.
4. Хостовые факторы
- Проверка корректности использования редиректов.
- Проверка корректности использования 4** ошибок.
- Анализ 404 страницы.
- Поиск ссылок на 404 страницы.
- Поиск ссылок на редиректы.
- Поиск страниц с кодами ответа 3**.
- Поиск страниц с кодами ответа 4**.
- Анализ сайта на отказоустойчивость.
- Анализ скорости загрузки страниц.
- Анализ размеров страниц.
- Анализ логов сайта, поиск страниц, которые не посещал робот.
5. Индексация
- Проверка индексации каждой страницы сайта.
- Составление списка непроиндексированных страниц, посещенных роботом.
- Проверка возможности индексации важных областей на flash и ajax сайтах.
- Проверка возможности индексации всех страниц сайта при текущих инструкциях robots.txt.
- Проверка целесообразности использования <noindex>, nofollow, SEOHide.
- Проверка корректности использования <noindex>, nofollow, SEOHide.
- Сравнение индексов по категориям и типам страниц.
- Поиск ошибок.
- Поиск в индексе технических страниц.
- Анализ динамики индексации сайта.
- Проверка robots.txt на ошибки.
- Проверка robots.txt на полноту данных.
- Проверка robots.txt на наличие директив для всех поисковых систем.
- Проверка sitemap.xml на ошибки.
- Анализ расстановки дат индексации и приоритетов в sitemap.xml.
- Проверка актуальности sitemap.xml.
- Поиск запрещенных к индексации страниц в sitemap.xml.
6. Дублирование, аффилиаты, ошибки
- Анализ содержания поддоменов.
- Поиск дублирующихся страниц.
- Поиск дублирующегося контента.
- Поиск пустых страниц.
- Поиск страниц с ошибками.
- Поиск циклических (бесконечных) страниц.
- Проверка на аффилиаты.
- Проверка сайта на наличие зеркал.
- Поиск тестовых доменов и других копий сайта в индексе.
7. Региональность
- Проверка региональности, анализ риска ошибочной смены региона.
- Проверка корректности определения регионов в Я.Каталоге.
- Проверка корректности определения регионов в Я.Адреса.
- Проверка ранжирования региональных доменов.
- Анализ наличия ссылок с региональных площадок.
- Разделение сем. ядра на регионально зависимые и регионально независимые запросы.
8. Спам и уязвимости
- Поиск генерируемого контента.
- Проверка генерируемого контента на спамность.
- Анализ исходящей рекламы на нарушение правил ПС.
- Анализ SEOIN/SEOOUT.
- Проверка спамности HTML заголовков.
- Проверка страниц на наличие скрытого текста.
- Проверка работы службы модерации контента.
- Проверка работы контент-менеджеров.
- Поиск SEO-разделов и SEO-страниц.
- Проверка сайта на XSS-уязвимости.
- Проверка текстов на грамматические ошибки и опечатки.
- Анализ сайта на клоакинг.
- Изучение списка исходящих внешних ссылок.
- Проверка IP адреса хостинга на наличие спамных сайтов.
- Проверка сайта на фильтры в Яндекс, Google.
- Проверка страниц на фильтры в Яндекс, Google.
- Проверка ссылочной массы на фильтры в Яндекс, Google.
- Проверка ссылочной массы на спамность доноров.
- Поиск спамных страниц.
- Анализ на поведенческие атаки конкурентов.
- Проверка текстов на спамность ключевых слов.
- Проверка на ссылочные взрывы.
- Поиск на сайте взрослого контента.
9. Факторы авторитетности
- Анализ параметрических характеристик сайта.
- Анализ узнаваемости компании в интернете.
- Анализ долевого распределения трафика по разным каналам интернет-маркетинга.
- Анализ ссылочной массы на трастовые ссылки (в т.ч. каталоги ПС).
- Анализ возрастных факторов по страницам и по сайту.
10. URL факторы
- Изучение наличия ключевых слов в домене.
- Изучение наличия ключевых слов в URL.
- Анализ иерархии URL-структуры сайта.
- Изучение наличия ключевых слов в именах файлов.
- Проверка URL на спамность.
- Изучение алгоритма ЧПУ.
11. Семантическое ядро и трафик
- Анализ семантического ядра на полноту охвата.
- Анализ семантического ядра на наличие пустых запросов.
- Анализ семантического ядра на актуальность.
- Изучение запросов с высоким % отказа.
- Изучение страниц с высоким % отказа.
- Изучение запросов с высокой конверсией.
- Изучение страниц с высокой конверсией.
- Изучение страниц с низкой конверсией.
- Изучение запросов с низкой конверсией.
- Поиск нецелевых запросов в семантическом ядре.
- Определение запросов, не упомянутых ни в тексте страницы, ни в анкор-листа.
- Проверка корректности группировок в семантическом ядре.
- Определение коммерчески эффективных продуктов.
12. Структура сайта
- Поиск страниц, на которых не стоят входящие ссылки.
- Анализ уровней вложенности страниц.
- Анализ распределения запросов по структуре сайта.
- Анализ выделения логических кластеров.
13. HTML
- Проверка сайта на ошибки в HTML.
- Анализ верстки HTML заголовков по матрице.
- Проверка валидации по матрице.
- Проверка сайта на ошибки кодировки.
- Проверка на кроссбраузерность по матрице.
- Проверка наличия микроформатов.
- Анализ корректности использования микроформатов.
- Анализ попадания содержимого микроформатов в индекс поисковых систем.
- Анализ кода на наличие скриптов и css инструкций внутри страницы.
14. Юзабилити
- Составление матрицы юзабилити.
- Анализ соответствия содержания входных страниц проблемам пользователей.
- Анализ юзабилити ссылок.
- Анализ юзабилити форм регистрации.
- Проверка текстов на юзабилити.
- Проверка перелинковки на полезность с т.з. пользователя.
- Анализ конверсии входных страниц и сценариев поведения.
15. Сниппеты
- Парсинг сниппетов по всем запросам Яндекс, Google.
- Анализ сниппетов в Google.
- Анализ сниппетов в Яндекс.
- Проверка наличия favicon.
- Проверка корректности определения быстрых ссылок.
- Проверка совпадения адреса и телефона организации в выдаче и на сайте.
- Проверка наличия социальных ссылок в сниппетах.
- Проверка корректности определения хлебных крошек.
- Поиск возможностей по улучшению сниппетов в Яндекс.
- Поиск возможностей по улучшению сниппетов в Google.
16. Ссылочная масса
- Анализ выгрузки ссылок из бирж.
- Анализ выгрузки ссылок из яндекс.вебмастер.
- Анализ выгрузки ссылок из ahrefs.
- Получение данных о ссылках.
- Анализ динамики изменения ссылочной массы.
- Изучение возраста входящих ссылок.
- Изучение естественности измеримых параметров ссылочной массы.
- Проверка индексации страниц-доноров.
- Анализ ссылочной массы на атаки конкурентов.
- Сбор анкорлиста.
17. Внутренние ссылки
- Проверка на наличие исходящих ссылок на внешние сайты.
- Проверка страниц на дублирующиеся ссылки.
- Проверка страниц на циклические ссылки.
- Анализ модулей динамической внутренней перелинковки.
- Изучение исходящих внутренних ссылок по матрице.
- Изучение исходящих внутренних анкоров по матрице.
- Изучение входящих внутренних ссылок по матрице.
- Анализ внутреннего анкор-листа через СайтРепорт.
18. Статический вес
- Определение страниц, получающих недостаточно статического веса.
- Расчет статического веса при перелинковке (НЧ, СЧ, ВЧ запросы) (условно по PageRank).
- Расчет статического веса по входящим внешним ссылкам (условно по PageRank).
19. Анкоры
- Определение доли естественных анкоров в анкор-листе.
- Проверка анкор-листа на релевантность запросам (внутр. + внешн. ссылки) (Расчет по BM25).
- Проверка анкор-листа на полноту охвата семантики (внутр. + внешн. ссылки).
- Анализ покупных ссылок на наличие информационных анкоров.
- Проверка анкор-листа на спамность (внутр. + внешн. ссылки).
- Проверка анкор-листа на наличие уникальных биграмм.
20. Естественные ссылки
- Определение доли естественных (живых) ссылок в ссылочной массе.
- Изучение естественных ссылок.
- Анализ ссылок из социальных сетей.
- Анализ PR-активности сайта, поиск возможностей для размещения естественных ссылок.
- Изучение путей появления трафиковых ссылок через Яндекс.метрику.
- Поиск и изучение отзывов о компании.
21. Текстовые факторы (важные зоны документа)
- Поиск дублирующихся TITLE.
- Проверка TITLE на спамность.
- Проверка наличия ключевых слов в TITLE.
- Проверка длины TITLE по всем страницам сайта.
- Поиск спамных употреблений в <STRONG>, <B>, <EM>.
- Проверка Description на дублированность.
- Поиск пустых Description.
- Проверка Description на спам.
- Проверка HTML заголовков на спамность.
- Анализ заголовков входных страниц на соответствие ключевым словам.
22. Текстовые факторы (область контента)
- Проверка на наличие ключевых слов в ALT.
- Проверка наличия телефонов, адресов и др. важной информации в виде индексируемого текста.
- Поиск важных ссылок, выполненных картинками.
- Анализ уникальности текстов.
- Проверка на воровство контента.
- Анализ наличия важных форм запросов в текстах.
- Анализ корректности написания текстов с т.з. алгоритмов обработки текстов.
- Анализ заголовков по матрице.
- Анализ текста по матрице.
23. Анализ эффективности продвижения
- Проверка соответствия запросов входным страницам.
- Анализ ранжирования картинок с сайта.
- Анализ ранжирования видео с сайта.
- Анализ ранжирования DOC, XLS, PDF, PPTX документов сайта.
- Анализ запросов, по которым приходит трафик из поисковых систем (Яндекс, Google, Mail).
24. Бизнес-аналитика
- Проверка оформления заказа.
- Проверка саппорта.
- Проверка колл-центра.
25. Сводная таблица
Критические ошибки.
Важные ошибки.
Незначительные ошибки.
По материалам инструкции от ТопЭксперт.
Схема полного аудита:
http://img-fotki.yandex.ru/get/6444/79340195.29/0_a079c_10fab18f_orig
Иван Севостьянов, генеральный директор, ВебПроекты:
Когда я впервые увидел структуру аудита, то был немного шокирован количеством факторов, которые отражены в этой схеме. В ВебПроектах мы делаем seo и технический аудит по большому количеству факторов, у нас есть своя технология. Но эта схема наиболее полная. Я тут же отправил ее в свой SEO отдел для изучения и проработки. Автором схемы проделана большая работа. Я думаю, что эта технология вполне может стать стандартом для проведения аудитов сайтов. На нее могут ориентироваться как специалисты по продвижению, так и клиенты.
Дмитрий Иванов, руководитель отдела SEO, Телемакс:
За время работы в SEO я продвинул уже более ста различных проектов, больших и маленьких, новых и «старых», участвовал при составлении сотен ТЗ по оптимизации сайтов и ни разу не видел, чтобы продвижение сайта начиналось без предварительного аудита сайта. Более того, от того на сколько тщательным был аудит зависит успех продвижения. Взаимосвязь – прямая и не поддается обсуждению. Аудит сайта это не просто анализ его качества, это детальный технический разбор потенциала проекта. Сравнимо с полным разбором автомобиля на тысячи деталей, каждая из которых проверяется, чистится и смазывается.
При полном аудите сайта (в который входит более 500 проверок) , выявляются все проблемы, с которыми может столкнуться оптимизатор. От себя отмечу, что если вы найдете эти проблемы уже во время продвижения, то это может отсрочить рост трафика на месяцы.
В своем опыте работы, я сталкивался с такими проектами, которые смело могли сократить бюджет на продвижение в несколько раз, выполнив ряд простых манипуляций на сайте, которые закрывали дыры в технической оптимизации. Выявление таких дыр – сложная и кропотливая работа, которую стоит доверить профессионалам. Не стоит закрывать глаза даже на мелкие проблемы, порой они могут нести в себе огромные убытки.
Олег Шестаков, генеральный директор, RushAgency:
На данный момент SEO становится все более белым и технологичным маркетинговым инструментом, и сделать лишь анализ наполненности заголовков страниц и исправить 404 ошибки - недостаточно. Современный SEO-аудит представляет собой нечто вроде маркетингового исследования. Такой подход поможем заранее определить потенциал роста сайта и текущие проблемы и, что самое главное, помочь избежать их на всем этапе продвижения проекта. Плюсы очевидны: вы получаете полное представление о том, как на данный момент ранжируется сайт, знаете все проблемы – от А до Я, а так же точно понимаете куда двигаться. Почему агентства так не работают? По двум причинам. Первая – часто в агентствах квалифицированные специалисты/аналитики перегружены работой, а новички не имеют достаточных компетенций. Вторая - агентство это отлаженный конвейер и делать что-то «под клиента» не выгодно.
Подробнее...